воскресенье, 11 января 2015 г.

Кому достались деньги Джозефа?

     Написать эту небольшую статью меня побудило письмо, которое утром неожиданно нашлось в электронном почтовом ящике. В нем, как оказалось, был заботливо составленный одним из сайтов список рекомендуемой к прочтению литературы (что-то вроде школьных заданий на лето). Составлен этот список был по результатам оценок, каждая позиция была обусловлена выбором читателей. Меня удивило  (шокировало), что в списке, из более чем 20 позиций, лидирующее место занимали нашумевшие «50 оттенков серого».
Я много читаю. И ни при каких обстоятельствах я бы не смогла назвать это буйство фантазий домохозяйки, выплеснувшееся на бумагу,   произведением искусства.
Чтобы рассказать о том, что в моем понимании достойная литература, понадобится много времени и об этом невозможно написать сумбурно, в начале второго ночи, параллельно дописывая письмо работодателю. Но рассказать о двух книгах, которые не оставят вас равнодушными, я точно смогу.
Я не слежу за литературными премиями, не жду, когда в сети появится шорт-лист номинантов, но признаю  объективность такого рода жюри. Когда мне в первый раз попались в руки эти книги, я понятия не имела,  что обе они являются лауреатами Пулитцеровской премии и за право их экранизации соревновались между собой успешные режиссеры.

«Пу́литцеровская премия (англ. Pulitzer Prize) — одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. В октябре 1911 года скончался газетный магнат венгерско-еврейского происхождения Джозеф Пулитцер (1847—1911). Согласно завещанию был основан фонд его имени на оставленные с этой целью два миллиона долларов. Завещание было составлено 17 августа 1903 года. Этот день считается датой учреждения Пулитцеровской премии.»

Если бы «Часы» не экранизировали и не привлекли Мерил Стрип, то я, может быть, так никогда бы и не узнала ни о Каннингеме, ни о части миссис Дэллоуэй в каждой из женщин. Это тот редкий случай, когда книга и фильм (именно в таком порядке) сливаются воедино и образуют законченный образ. Именно после титров все становится предельно ясно.
     Каннингем получил премию в 1994 за роман не только  о трех женщинах, живущих в разном пространстве и времени, но и за роман об одной женщине, о женщине вообще, образ которой воплотили в себе три героини "Часов". А в более широком смысле — за роман о человеке.
Вторым произведением стал роман  Энни Прул «Корабельные новости». Удивляет то, что его тоже экранизировали, и одну из главных героинь сыграла Джулианна Мур (Лора  Браун из «Часов»). События, описанные в этих романах, не имеют ничего общего. «Корабельные новости» - это полноценная семейная сага о становлении человека как личности, о возвращении к истокам, о жизненных перипетиях и путях к их преодолению. Она не глубже и не поверхностней произведения Каннингема, она другая.
Я не считаю эти книги обязательными к прочтению любым умеющим читать человеком, но каждая из них стоит потраченного времени. 
Читайте хорошую литературу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий